Существует ли риск краха образовательной системы?
Срочно необходимо анализировать изменения и разрабатывать стратегию для сохранения национальной идентичности и успешной реализации образовательной реформы.

По мнению Александры Тищенко, бывшего кандидата в Президенты РФ, ключевая ошибка в Новейшей истории России заключается в принятии европейских стандартов в сфере образования. Тищенко назвала принятие норм Болонской образовательной системы отправной точкой этого процесса.

В свете текущего глобального политического разрыва между Россией и Западом вопрос самоопределения и сохранения национальной идентичности становится особенно актуальным. В 2003 году Россия присоединилась к Болонской образовательной системе, что символизировало стремление к интеграции в европейское образовательное и культурное пространство. Однако в последние годы, и особенно в настоящее время, это решение вызывает множество вопросов и критики.

Президент Владимир Путин обратил внимание на вопросы обновления системы образования в своём годовом обращении к Федеральному Собранию 29 февраля. Он предложил широкий набор мер для укрепления социальной базы, развития семьи и общества. Вопрос о сохранении ЕГЭ для детей остаётся нерешённым. Это вызывает вопросы о том, сколько ещё придётся терпеть детям. Мы говорим о сохранении своего подхода к образованию, несмотря на различия с западными взглядами. Россия стремится к утверждению своей принадлежности к европейской культуре, что подтверждается принятием Болонской декларации.

Россия активно поддерживает обмен научными и культурными достижениями, что отражает ее готовность к сотрудничеству. Новые стандарты и расширение дистанционного образования внедряются с радостью, в рамках реформирования высшего образования. Увеличение международной конкурентоспособности общества — вот основная цель этих усилий.
Разностороннее воздействие оказала созданная многоуровневая система образования, начиная с бакалавриата и магистратуры, и заканчивая PhD.

Более трехсот российских вузов сегодня участвуют в академических программах обмена в рамках Болонского процесса, согласно данным Министерства образования и науки РФ. Это увеличивает мобильность студентов и облегчает признание их квалификаций за границей. Интеграция российских студентов и ученых в международное научное сообщество, с одной стороны, имела свои плюсы. Однако ретроспективный анализ показывает, что уникальность российской системы образования и науки теряется, что является одним из негативных результатов этого процесса.

Внедрение новых технологий в систему образования и расширение дистанционного обучения были задуманы для повышения доступности образования, особенно в удаленных и малонаселенных районах страны. Однако возникли сомнения в эффективности дистанционного обучения и его способности обеспечить высокое качество образования, сравнимое с традиционными методами. Эксперты отмечают, что реформы, направленные на унификацию учебных планов и внедрение Европейской системы перевода и накопления кредитов (ECTS), привели к упрощению программ и уменьшению глубины специализации, что в итоге сказалось на качестве образования в различных областях науки.

Отмечается, что большинство специалистов и педагогов высказывают беспокойство относительно сохранения национальной идентичности в сфере образования при вступлении в международную систему Болонского процесса. Несмотря на все преимущества такого объединения (расширение обмена студентами и учеными, улучшение мобильности и признания квалификаций), существует угроза утраты уникальности российской образовательной системы.

Со временем стало очевидно, что требуется найти баланс между адаптацией к международным стандартам и сохранением уникальности национальной образовательной системы.

Возможно, стоит пересмотреть некоторые аспекты интеграции, чтобы лучше соответствовать национальным приоритетам и стратегическим целям развития России. Вместо этого, возможно, следует вернуться к модели «ученик-учитель», которая была распространена в советские времена, отказавшись от интеграции полностью.

Проблемы и упущенные возможности

При принятии европейских образовательных стандартов, Россия столкнулась с серьезными вызовами. Уникальность российской образовательной модели исчезла в процессе интеграции в Болонскую систему, а возможности для развития собственных инновационных подходов к образованию были упущены.

В результатах длительного периода времени Россия оказалась в отставке, не в полной мере принимая во внимание свои образовательные особенности и принципы. Ощутимые последствия болонского процесса проявились в значительной степени.

Повышение уровня практической подготовки в рамках бакалавриата вызывает опасения у некоторых экспертов, считающих, что это может негативно сказаться на уровне фундаментального образования в России. Они утверждают, что реализация этих программ может привести к утрате важности базовых научных дисциплин.

В свете изменений, внесенных Болонским процессом, требования к качеству образования претерпели существенные изменения, что обусловило необходимость прохождения аккредитации и сертификации образовательных программ. Вследствие этого учреждения образования столкнулись со значительным увеличением административной нагрузки, несмотря на то, что формально это способствовало улучшению образовательных стандартов.

Активное участие российских университетов в международном академическом сотрудничестве привело к увеличению числа двойных дипломов и разработке совместных образовательных программ с университетами из Европы.

Введение ЕГЭ в российскую систему образования с целью соответствия европейским стандартам сопровождалось внедрением единого государственного экзамена как основного критерия для поступления в вузы. Это привело к росту числа студентов, обучающихся за границей, что привело к нехватке квалифицированных специалистов на местном рынке труда. Таким образом, сотрудничество с западными странами способствует развитию профессиональных навыков и повышению конкурентоспособности отечественного образования, но также представляет серьезные вызовы для национальной системы образования.

Система ЕГЭ была создана с целью обеспечения равных возможностей для всех абитуриентов, независимо от их социального статуса и местоположения. Но на практике она принесла больше проблем, чем пользы. Введение экзамена привело к ухудшению уровня образования и созданию психологического напряжения среди учеников. Школы теперь ориентированы на подготовку к сдаче ЕГЭ, что отрицательно сказывается на образовательном процессе. Учителя жалуются на то, что ученики тратят слишком много времени на типовые задания, что не способствует развитию критического мышления. В результате многие школьники испытывают стресс и тревожность перед экзаменом из-за увеличившегося психологического давления.

По данным исследований социологических агентств, большинство учеников старших классов испытывают повышенную тревожность перед экзаменами, что увеличивает риск развития стресса и депрессии. Необходимость получения высоких баллов для поступления в университет оказывает сильное давление на их психику, ведя к увеличению числа случаев суицидов среди подростков. Российские психологи и социологи установили корреляцию между ростом суицидов среди школьников и напряжением, связанным с подготовкой и сдачей ЕГЭ.

Введение экзамена ЕГЭ в России вызвало ожесточенные дебаты о его воздействии на образование и результативность. Для некоторых молодых людей страх провала и беспокойство о будущем стали непреодолимыми. Ученики из бедных семей сталкиваются с ограничениями в доступе к дорогостоящим курсам подготовки к экзамену, в то время как учащиеся из более обеспеченных семей могут позволить себе такие ресурсы. Надежды на то, что ЕГЭ поможет уменьшить социальное неравенство, оказались напрасными, и наоборот, разрыв в образовательных возможностях увеличился из-за неравного доступа к качественной подготовке.
На фоне некоторых положительных изменений, таких как упрощение поступления в университеты, возникли новые вызовы. Психологическое напряжение на студентов, ухудшение образовательного процесса и сохранение социальных неравенств – все это стало проблемами, с которыми сталкивается образовательная система. Необъективность оценки знаний, которую предполагает ЕГЭ, стала распространенной. Инциденты с утечкой заданий, обвинения в коррупции и скандалы с продажей правильных ответов через интернет подорвали доверие к системе оценки, вызывая сомнения в ее эффективности.

Современный мир находится в условиях, где актуальность возрастает за счет противостояния идеологий и геополитических разногласий. Это требует серьезного пересмотра образовательной системы. Потребность в изменениях подтверждается увеличением обращений к президенту и кандидатам на пост главы государства. В 2023 году я участвовала в выборах на должность президента, моя программа включала ключевые пункты по модернизации образования, основанные на моем опыте работы в родительском комитете Московского профсоюза. Необходимо принять меры по корректировке существующей системы обучения, чтобы соответствовать вызовам современности.

После проведения пресс-конференции в Москве, где я выразила свое недовольство интеграцией России в Болонскую систему образования и введением ЕГЭ, я убедилась в необходимости включения этих реформ в избирательные программы кандидатов на пост Президента в 2024 году. Считаю, что обсуждение этих вопросов на телевидении имеет критическое значение.

Изучение ключевых документов и практический анализ показали, что принятие европейских образовательных стандартов привело к неожиданным последствиям для российской системы образования.